Интервью с художником-каллиграфом Валерой Каплан
Хотим познакомить вас ближе основателем школы Kaplan school, художником-каллиграфом, дизайнером и преподавателем Валерой Каплан.
— Расскажи о своем творческом пути:
— У меня в семье все увлекаются искусством, дома достаточно много картин, еще в детстве посещали выставки, общались с дизайнерами и мне тоже хотелось быть частью всего этого, другого пути для себя я не видела. После художественной школы я поступила в ВГТУ на отделение дизайна. Мое обучение в университете заключалось в том, чтобы делать все возможные композиции, монокомпозиции, раппортные композиции для различных текстильных изделий. За время учебы я участвовала в международном конкурсе АРТ сессия, где стала лауреатом премии. Была персональная выставка по графике моих работ. После окончания университета с красным дипломом, я два года создавала дизайн для ковровых изделий. Но мне не хватала творчества и тогда я увлеклась буквами, сначала стала где-то копировать работы, потом создавать свои. Далее были поиски своего направления, занималась графическим дизайном, анимацией, иллюстрацией, но все равно буквы были рядом, находила время, чтобы их писать.
— Ты всегда хотел быть художником?
— Художником думаю нет. А вот стать дизайнером, да. Мне удалось попробовать себя в различных областях дизайна, сейчас совершенствуюсь в своем направлении.— Какой самый ценный совет ты получила во время учебы?
— Не останавливаться.
— Как ты начала заниматься буквами?
— Все просто, увидела какие-то работы в интернете, стала пробовать создать что-то подобное, потом в путешествиях начала писать название городов и меня все это увлекло. Так как у меня есть навыки рисования, мне было легче начать с леттеринга, дальше я начала узнавать про новые инструменты, мне хотелось попробовать все и так своими практическими занятиями я постепенно перешла в каллиграфию.
— А почему каллиграфия, а не леттеринг?
— Леттернг нужен больше в дизайне, типографии для создания логотипов и принтов, а каллиграфия более свободное направление, где с помощью разных инструментов, которые ты сам даже можешь сделать, добиться каких-то красивых эффектов. Каллиграфия мне еще нравиться тем, что можно создавать большие работы с графикой, я вижу в ней больше возможности для творчества и развитии себя как художника.
— Расскажи про свою технику (стиль)?
— Я часто практикую исторические шрифты, работаю в основном плоскими инструментами, мне нравиться с помощью простых геометрических элементов создавать буквы. Люблю писать слова, которые на первый взгляд могут не читаться, но ценятся они прежде всего за счет композиции. Сейчас мне нравиться писать плоской кистью, создавать графичные буквы с 3д объемом. В общем обожаю процесс созидания, создания своих букв.
— Как к тебе приходят образы, идеи для работ?
— Образы букв, например во сне, мне еще не приходили. Процесс, прежде всего, начинается с инструментов и материалов. Начинаешь экспериментировать, и во время процесса бывает, что тебе нравится, как получилось что-то, и я дальше пытаюсь это развить. Говорят, думай с карандашом, а я думаю с пером. Очень много дает знание исторических почерков, на базе их можно создавать свои буквы или уходить еще дальше используя различные инструменты. На своем курсе, мне иногда ученики говорят, что у меня нет фантазии, и я не могу придумать свою букву. Я им даю задание прописать одну и ту же букву разными инструментами и в процессе они видят разницу, начинают совмещать, создавая различные варианты букв и через такую практику может получиться что-то интересное.
— Расскажи о своих любимых работах?
— Я еще нахожусь в поиске, но уже скоро буду переносить свою графику и буквы на холсты.
— Как часто ты занимаешься каллиграфией?
— Практически каждый день. Часто тренирую различные исторические почерки. Моя любовь — это готика.
— Что больше всего влияет на твое творчество?
— Настроение, место и наличие солнца.
— В какой атмосфере ты предпочитаешь работать?
— У меня большой стол, часть стола занимает исписанная бумага, краски, кисти, инструменты. На стенах весят работы с лучшими вариантами букв. Играет легкая музыка. Поэтому, когда есть легкий творческий беспорядок, я могу вести свои беседы с буквами.
— Что тебе помогает в работе?
— Мой опыт, мое видение, фактура разных поверхностей, а также вдохновение от работ других художников.
— Какие материалы носишь с собой?
— Всегда ношу свой пинал с инструментами. Бывает такое, что ты кого-то ждешь на встречах и есть возможность пописать или сделать легкий скетч, сейчас много инструментов, которые не нужно заправлять чернилами
— Есть ли у тебя рецепт борьбы с творческим застоем?
— Переключится и поделать то, что давно не делала, но бывает и такое, что случайно пролитый кофе подкидывает идею для работы, поэтому не стоит загонять себя мыслями.
— Чему ты учишь на своих курсах?
— Главное, чтобы студенты не боялись ошибиться, учу анализировать работы на ошибки и с практикой показывать лучшие результаты. В каллиграфии, чтобы дойти до создания композиции нужно изучить шрифт, прочувствовать пластику и инструмент, а после приступить к созданию композиций. Я рассказываю и показываю, какими могут быть композиции и все работы мы выполняем вместе со студентами. А еще со мной не расслабишься, я люблю давать много домашних заданий, и считаю, что самый эффективный способ научится — это много практики.
— Какие ошибки совершают начинающие каллиграфы?
— Скажу сразу, что совершать ошибки это нормально, мы все учится и растём. С течением времени и мои старые работы уже не так мне нравятся. Часто люди начинают создавать сложные композиции, кто-то скажет «вау, здорово, круто, мне нравиться», а я посмотрю и увижу, что там пластика базовых элементов, на которых можно построить интересные композиции, она не красивая, не проработанная. Чтобы был вау-эффект, пытаются украшать работы, делать брызги, какие-то потеки и за этим скрывают страшную пластику. Лучше написать одно слово, где будут красивые линии, и это будет гораздо ценнее, чем такой пустой вау-эффект. На моих курсах, мы начинаем с отрабатывания базовых элементов, чтобы показывать лучшие результатыа, а также учу студетов анализировать работы на ошибки.
— Какие цели у школы Kaplan school?
— Делать лучшие и эффективные онлайн-курсы для русскоязычных людей со всего мира, проходя которые любой студент получит результат. Мы всегда после получения обратной связи от студентов и тестировщиков курсов дорабатываем наши программы.
— Какие у тебя творческие планы?
— Развиваться, больше интересных работ, проектов.
— Зачем искусство миру?
— Думаю, без искусства, а точнее без творчества мир был бы другой. Вы попробуйте представить мир без красок, без дизайна, без потрясающей глазу архитектуры. Я сразу представляю поле поросшей травы, холодный ветер и стоит одинокая серая бетонная коробка. Люди хотят выражать себя, свои мысли и выливается это в разные сферы деятельности. Поэтому на вопрос, зачем искусство миру, могу ответить, потому мы сами этого хотим. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей.
— Чтобы ты хотела пожелать для наших читателей?
— Будьте открыты к новым вещам, развивайтесь, делайте, то, чего раньше не делали. Так вы больше познаете себя и свои возможности.
Больше работ Валеры можно посмотреть в инстаграм valerakaplan.
Преподает курсы:
ИП Каплан Валерия Аркадьевна. Режим работы: 10.00 — 18.00, Пн-Пт. Юр. адрес: 212002, г.Могилев, пр-т Пушкинский 19, 92. УНП 791174548. Свидетельство выдано 21.01.2019 администрацией Октябрьского района г.Могилева. Тел. +375 29 3635357. info@kaplanschool.ru
авторизуйтесь